Социальные проблемы: ВИЧ - жизненные истории
Социальный журналист Татьяна Зазорина
Учителем и врачом быть не легче, чем милиционером и офицером
Нынче стало модно говорить о гендерной политике. Мол, надо женщин выбирать в Думу и другие органы всяческой власти. Также пишется и о том, что женщина имеет право служить в армии или полиции. И восьмого марта все журналисты бросаются искать женщин в военной форме или каске пожарного.
И все умиляются, что, мол, женщина справляется и с такой тяжелой, мужской работой.
Но вот почему-то мы редко вспоминаем о том, что в таких сверхтяжелых областях, как здравоохранение, социальная защита, образование, у нас работают почти одни женщины! Вот этот труд как раз и требует мужества и терпения. Чтобы убедиться в этом, проведите хотя бы одну беседу в пятом или шестом классе. Я пробовала у сына в школе и поняла, что с нынешними детьми труднее общаться, чем с заключенными.
А попытайтесь поработать в поликлинике или больнице, каждый день, отвечая за жизнь своих пациентов! Вот то-то же!
Вот я и хочу рассказать, о тяжелом и великом женском труде, за который мужчины просто и не берутся.
Она первая смело вошла в больничную палату…
.jpg)
… С Азой Гасановной Рахмановой, главным инфекционистом Петербурга, я близко познакомилась в конце восьмидесятых годов. Тогда в Ленинграде умерла от СПИДа первая пациентка в стране. Среди медиков была паника! Ведь тогда о СПИДе почти ничего не было известно, в том числе, как он распространяется. А вдруг бытовым или воздушным путем?! И уж тем более не было никаких лекарств от этой болезни. И, тем не менее, Аза Гасановна не только входила в палату пациентки, обследовала ее, но, главное первой в стране стала серьезно заниматься проблемами ВИЧ/СПИДа.
С той поры мы подружились и не раз встречались в различных отделениях города, где лечились ВИЧ-инфицированные люди. Она пила с ними чай, обнималась, жала им руки.
Это на бумаге легко читается. Подумаешь, пила чай! А вот вы попробуйте сами так тесно пообщаться с людьми, больными СПИДом.
Все медики, которые работают в этой области, рассказывали мне, что первые встречи с ВИЧ-положительными пациентами вызывали, если не страх, но опасение заразиться.
Поняла я это и на своем собственном примере. Когда впервые шла в отделение к таким больным, дрожала, как кролик. А потом долго и судорожно мыла руки…
Но Аза Гасановна только смеялась, когда ее спрашивали, не боится ли она заразиться?!
Больше того, благодаря ей, в ВИЧ-медицину пошли все ее близкие. Дочь, Елена Виноградова, стала первым заведующим отделением паллиативной медицины. К сожалению, она рана ушла из жизни (только не по причине ВИЧ), но в память об ее заслугах в городе проводятся Виноградовские чтения.
По стопам бабушки пошли и две внучки - Анна и Татьяна Виноградовы. Татьяна уже стала заместителем главного врача Центра СПИДа, а Анна – заведующей стоматологического отделения Центра. И к сестрам едут учиться врачи из разных российских городов.
Кстати, заведующей отделением паллиативной медицины является тоже дальняя родственница Азы Гасановны, Ольга Леонова. Это удивительно веселая и светлая женщина. И в этом отделение царит дух оптимизма, хотя здесь лечатся больные с тяжелым диагнозом СПИД. А иногда они здесь и умирают. Потому что в отделении располагается и хоспис для таких пациентов.
Когда я пришла на отделение Леоновой, то увидела пробегающую по коридору девчушку. «Вот,- подумала я,- и здесь детишки навещают родителей!». Но потом узнала, что это дочка Ольги Николаевны, которая приходит к маме на работу. И мама не боится!
А теперь дочка уже сама стала студенткой медвуза и пойдет по общему семейному пути.
А вы руку пожать могли бы?
Для тех, кто ни разу не встречался с ВИЧ-инфицированными пациентами, хочу немного объяснить, как непросто работать в этой области медицины. Я уже говорила, что для этого нужно мужество, терпение и уважение к таким пациентам, как к обычным людям. Ведь это не секрет, что в нашем народе существует мнение, что ВИЧ-инфцированные – это наркоманы или развратные люди.
Но ведь такая болезнь может случиться со многими обычными людьми. И для этого не надо быть горьким наркоманом или проституткой. Болеют и примерные семьянины, которые один только разок не удержались от встречи с вполне приличным сослуживцем или соседкой…
Я не говорю уже о детях, которые были заражены медицинскими инструментами или при рождении собственной матерью.
Так что врачам в сфере ВИЧ-медицины надо не только лечить таблетками, но и преодолевать притеснения своих пациентов со стороны их окружения.
Аза Гасановна для этого создала в 1991 году журнал «СПИД, секс, здоровье». Она не только руководит журналом и пишет, но и ищет спонсоров для его издания. Она вместе с редакционным коллективом постоянно участвует в акциях против СПИДа, встречается со студентами и школьникам, молодыми волонтерами.
Она шефствует над детьми, инфицированными ВИЧ, которые живут и лечатся в детской инфекционной больницы в Усть-Ижоре. Для одной из таких девочек она стала буквально бабушкой. Она разделяет ее радости и горести, дарит подарки.
Аза Гасановна – удивительнейший человек! В своем очень зрелом возрасте, она моложе многих молодых. Так, она рассказывала, как они с внучкой плакали, когда умер их любимый певец Фредди Меркьюри, страдавший СПИДом. При безупречной воспитанности и тактичности, она не боится быть прямой, когда этого требуют интересы медицины, защита жизни и здоровье человека.
Так, она всегда и везде громко говорит о безопасном сексе, необходимости применения средств контрацепции. Например, она спокойно задала голландскому консулу вопрос: как он относится к презервативам. И напечатала в своем журнале его такой же прямой ответ: очень положительно! Именно поэтому в развитых странах сокращается количество абортов и случаев заражения ВИЧ-инфекцией. А у нас цифры абортов ужасают! А по скорости распространения ВИЧ-инфекции мы приближаемся к странам третьего мира…
А это значит, каждый десятый зараженный ВИЧ в России живет в Петербурге
Аза Рахманова – одна из тех немногих людей, которые сегодня выступают против мракобесия, отрицания медицинской профилактики, разумного планирования семьи.
Многие медики махнули рукой на медицинское просвещение, опасаясь, что их обвинят в разврате и оскорблении православной веры. Ни слова о презервативах и контрацепции! И кто же захочет сегодня связываться со скандально известным на весь мир депутатом Виталием Милоновым, который предлагает отдать под суд и посадить на десять лет врачей юношеского консультационно-диагностического Центра «Ювента». И других подростковых врачей.
Аза Гасановна не боится! И борется за наше с вами здоровье.
И она, как главный специалист, сумела привлечь в эту область медицины умных и энергичных энтузиастов. В основном женщин.
Иметь мужество выступить против мракобесия
.jpg)
Хочу вам рассказать и о других женщинах, которые сегодня оберегают нас от эпидемии СПИДа. Любовь Григорьевна Тарита, работала в комитете по социальной политике Петербурга. А потом стала заместителем главного врача Центра СПИДа. Она занимается в Центре социальными проектами. Также она является председателем петербургского отделения детского фонда России. Любовь Григорьевна организует различные акции, посвященные предупреждению ВИЧ-инфекции, наркомании и алкоголизма. Они всегда проходят с выдумкой и увлекательно для ребят. Так, например, проходил конкурс, на котором детишки и взрослые расписывали… зонтики. Дети рисовали своих родителей и друзей, солнце, речку и цветы. Словом, радость жизни без наркотиков и сигарет.
Любови Григорьевне тоже приходится встречаться с теми, кто притесняет ВИЧ-инфицированных пациентов. А ведь среди них есть и дети! Таких ребятишек не хотят брать в детские сады и школы. ВИЧ-пациентов порой отказываются принимать на лечение в поликлиники и больницы. Но с помощью таких активных медиков, как сотрудники Центра СПИДа такое отношение к ВИЧ-положительным людям меняется. Хотя сломать этот стереотип нелегко.
Любовь Григорьевна организует семинары для педагогов и воспитателей детских садов о том, как общаться с ВИЧ-инфицированными людьми и как уберечься от этого заболевания. Также Центр СПИДа объединяет вокруг себя и волонтеров, ребят, которые выступают за здоровый образ жизни.
Любовь Григорьевна как-то рассказала мне о том, как однажды на одном из совещаний встал военный врач и сказал, что не видит смысла лечить ВИЧ-инфицированных пациентов. Мол, они сами виноваты в своем заболевании, пострадали за свою распущенность.
И тогда Любовь Григорьевна встала и сказала, что ей стыдно, что такие слова говорит офицер, врач да еще и мужчина.
А я подумала, что этим своим поступком Любовь Григорьевна одержала большую победу в гендерном поединке. Она проявила себя ЧЕЛОВЕКОМ!
Мария родила здоровенького малыша
Хочу рассказать и еще об одной женщине, которая смело идет против течения, спасая других.
Мария Годлевская не скрывает своего непростого диагноза. Больше того, она не боится говорить об этом открыто журналистам и даже фотографироваться для СМИ. И делает она это не для личного пиара. А для того, чтобы помогать таким же пациентам, как и она сама.
Мария вспоминает, что когда узнала о своем диагнозе, то рассказала о нем жениху, который собирался ей сделать в ресторане предложение. От такого известия жениха вместе с кольцом, как ветром сдуло…
Тогда Машу поддержали ее родные и близкие. И она твердо решила сама помогать тем, кто попал в такую же беду. И двенадцать лет назад они вместе с такими же пациентами создали общественную организацию «Свеча». Объединение, в котором ВИЧ-инфицированные люди помогают пациентам с таким же диагнозом.
Несколько лет назад лекарства от СПИДа практически не доходили до российских больных. Члены «Свечи» ходили по начальственным кабинетам и даже в знак протеста приковывали себя цепями к дверям суда, чтобы выбить эти медикаменты.
Вич-инфицированных пациентов сторонились и врачи: многие медики напрямую отказывались лечить. «Положительных» малышей не брали в детские сады. И Маша с волонтерами помогали обделенным людям: писали запросы, ходили по инстанциям.Они навещали больных СПИДом и в больницах. Иногда даже члены «Свечи» были единственными, кто провожал умершего человека на кладбище, потому что близкие от него отказались.
Сейчас «Свеча» следит, чтобы лечение получали и ВИЧ-инфицированные люди, находящиеся в заключении.
А в прошлом году Мария одержала самую главную жизненную победу. Она родила здорового мальчика, потому что принимала лекарства.
Дайте права мужчинам!
Видимо, я ничего не понимаю в гендерной политике. Но я не верю, что если в наших законодательных или исполнительных органах будет больше женщин, мы автоматически будем жить лучше и веселее.
Тем более, если мы будем избирать в Думу и ЗАКСы по партийному принципу. Эти самые партии напихают в депутатские кресла актрис и спортсменок (Хорхина, Кожевникова. Они прекрасны на своем профессиональном поприще. И я не оспариваю этих их заслуг!) или дамочек, которые сумели выслужиться перед руководителями своей партии.
А даже, если в Думу попадают честные и принципиальные женщины, с помощью которых принимаются полезные для нас с вами законы, эти законы не исполняются в полном объеме. Потому, что на их реализацию не планируется достаточно денег. Или выделенные в достатке деньги разворовываются.
Кроме того, я не думаю, что всех девушек для развития гендерного равенства надо призывать в армию. Наша армия, в отличие от израильской, например, тяжела и для мужчин, не только для женщин. Не призываю я также женщин копать уголек и добывать нефть, рыть метро. У нас в отличие от развитых стран техника на любом производстве еще на грани каменного века.
И еще один момент, обусловленный общей вороватостью нашей страны. Если женщина и попала во власть, это вовсе не значит, что она будет честнее мужчин. Возьмем для примера известных нам дамочек министра Валерия Сердюкова. И в особенности Евгению Васильеву, у которой уже обнаружили 51 тысячу драгоценных камней и 19 кг золота и платины.
Скорее, я призываю соблюдать гендерное равенство для мужчин: пускай они идут работать в поликлиники и школы, ПТУ и больницы, в социальные службы. И хотя бы частично освободят слабых женщин от тяжелого и мужественного труда учителя и врача.
А пока на самых трудных постах у нас работают женщины. Они не рвутся во власть. Они просто работают. Дай бог, им здоровья и сил.
И низкий поклон от нас.
Нет комментариев.